+7 (423) 205 33 05
Заказать звонок
+7 (423) 205 33 05 Заказать звонок
Консультация

Подача жалобы в ФАС на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ)

Порядок подачи жалобы в ФАС в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) регламентирован Главой 6, которая называется «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки», а также Приказом ФАС России №72714 от 19.11.2014 г.

Кто может подать жалобу?

Согласно ч.1 ст.105 44-ФЗ подать жалобу в ФАС может:

- любой участник закупки (т.е. любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);
- общественные объединения, осуществляющие общественный контроль (например, общественная палата субъекта РФ, общественные инспекции, ассоциации производителей товаров и услуг и т.д.);
- объединения юридических лиц в соответствии с законодательством РФ.

Помимо подачи жалобы в ФАС указанные лица могут обжаловать действия (бездействие) нарушающие их права и законные интересы в судебном порядке (ч.2 ст.105 44-ФЗ).

Однако есть один момент, который нужно отчетливо понимать. Подать жалобу до окончания срока подачи заявок на участие в закупке может абсолютно любой участник закупки, а вот после окончания срока подачи заявок - только участник, подавший заявку на участие в такой закупке.

Чьи действия (бездействие) можно обжаловать?

Как следует из Главы 6 44-ФЗ обжаловать можно действия (бездействие):

- Заказчика;
- Уполномоченного органа;
- Уполномоченного учреждения;
- Специализированной организации;
- Комиссии по осуществлению закупок, ее членов;
- Должностного лица контрактной службы;
- Контрактного управляющего;
- Оператора электронной площадки.

Куда подается жалоба?

Согласно ч.17 ст.105 44-ФЗ жалоба может подаваться в следующие контрольные органы:

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд.
Примечание: Таким органом является ФАС России в лице своих территориальных органов.

2. Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну.
Примечание: Таким органом также является ФАС России.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
Примечание: Такие органы определены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, например, в Тульской области таким органом определен областной контрольный комитет. См. Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 г. № 695 «Об определении органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок и внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок».

4. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Примечание: Такие органы определены нормативными правовыми актами муниципальных образований. Так, например, в городе Глазов Удмуртской республики таким органом является Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы. См. Решение Глазовской городской Думы от 29.01.2014 г. № 403 «Об органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Глазов».

В какой форме подается жалоба?

Согласно ч.7 ст.105 44-ФЗ жалоба в ФАС подается в ПИСЬМЕННОЙ форме. Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минэкономразвития России от 06.05.2014 г. № 10073-ЕЕ/Д28и жалоба также может подаваться в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью.

Ранее действовавший закон 94-ФЗ и иные нормативные правовые акты (НПА), определяющие порядок подачи жалобы, предусматривали следующие способы:
- направление жалобы через средства факсимильной связи;
- направление жалобы по электронной почте;
- подача жалобы на бумажном носителе.
С вступлением в силу 44-ФЗ перечень способов подачи жалобы был изменён.

Подача жалобы в письменной форме

Готовая жалоба со всеми необходимыми приложениями, прошитая, пронумерованная и подписанная должным образом доставляется в ФАС России или территориальный орган ФАС собственноручно, либо посредством почтового отправления. Учитывая сроки доставки отправлений Почтой России, рекомендую отправлять вашу жалобу экспресс-почтой (например, DHL, UPS, DPD, Pony Express и т.д.). Если вы все-таки отправляете жалобу Почтой России, то лучше отправляйте заказным письмом с уведомлением.

Подача жалобы через средства факсимальной связи

Что произойдет, если вы направите жалобу в ФАС посредством факсимильной связи? Согласно п.1 ч. 11 ст. 105 такая жалоба будет признана несоответствующей требованиям 44-ФЗ и будет возвращена участнику закупки без её рассмотрения, поскольку 44-ФЗ и иными НПА не предусмотрена возможность подачи жалобы посредством факсимильной связи (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 г. № 18АП-2282/2015 по делу № А34-7197/2014, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 г. № 18АП-1683/2015 по делу N А07-19002/2014).

Подача жалобы в электронной форме

Подать жалобу в ФАС в электронной форме вы сможете только в том случае, если она будет подписана квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 г. «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Согласно п.1 ст.2 63-ФЗ электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Таким образом, жалоба, подаваемая в ФАС в электронной форме без использования квалифицированной электронной подписи, не будет соответствовать требованиям 44-ФЗ.

Какие сведения должны содержаться в жалобе?

Согласно ч.8 ст.105 44-ФЗ жалоба в ФАС должна содержать:

1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
2. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
3. Указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;
5. Документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы (ч.9 ст.105 44-ФЗ);

Жалобы на положения документации

Ниже представлены случаи, в которых можно пожаловаться в ФАС на положения, содержащиеся в документации о закупке.
1. Не установлено требований к товарам, работам или услугам, позволяющих определить потребность заказчика;
2. Установлены требования, которым удовлетворяет только один товар;
3. Необоснованно установлены требования к торговой марке, модели товара или месту происхождения;
4. Установлены требования к товарам, работам или услугам, приводящие к необоснованному ограничению участников;
5. Отсутствует инструкция по составлению заявки;
6. Установлены требования к поставке товаров, выполнению работ оказанию услуг не связанных между собой ни технически, ни технологически;
7. Установлены нестандартные характеристики или обозначения товаров, работ или услуг;
8. Необоснованно установлено требование о наличии каких-либо лицензий, разрешений или иных дополнительных документов;
9. Незаконно установлены требования к квалификации участника, деловой репутации или опыту;
10. Установлены избыточные требования к товарам, работам или услугам;
11. Не установлены требования к участникам и (или) документам, которые необходимо установить в соответствии с требованиями закона;
12. Не установлены критерии и (или) порядок их оценки;
13. Установлены критерии и (или) порядок их оценки, не предусмотренный законодательством;
14. Документация о закупке, прикрепленная на официальном сайте, содержит недопустимый формат файлов.

Жалобы на действия заказчиков

В этом пункте представлены случаи, в которых можно пожаловаться в ФАС на действия (бездействие) заказчиков.
1. На неправильно выбранную форму закупки - должен быть проведен аукцион в электронной форме;
2. На отсутствие ответов на запросы о разъяснении положений документации;
3. На изменение предмета закупки, посредствам публикации ответа на запрос о разъяснении положений документации о закупки;
4. На затягивание сроков рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и публикации протоколов;
5. На затягивание сроков рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и публикации протоколов;
6. На затягивание сроков направления проекта контракта по электронному аукциону;
7. На затягивание сроков подписания контракта по электронному аукциону;
8. На затягивание сроков рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе и публикации протоколов;
9. На затягивание сроков подписания контракта по конкурсу;
10. На отсутствие сведений в плане-графике или плане закупок о размещаемой закупке.

На что жаловаться нельзя?

Согласно ч.6 ст.106 44-ФЗ рассмотрение контрольным органом жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч.1 ст.32 44-ФЗ критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Иными словами обжалование результатов оценки заявок по указанным выше критериям в органы ФАС невозможно и осуществляется путем обращения в суд.

Сроки подачи жалобы в ФАС

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.
2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.
5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Сроки рассмотрения жалобы контрольным органом

В течение 2-х рабочих дней со дня поступления жалобы в ФАС России заявителю (т.е. участнику подавшему жалобу), заказчику, оператору электронной площадки направляется сообщение о времени и месте рассмотрения жалобы.

В уведомлении о рассмотрении жалобы, направляемом заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, контрольный орган устанавливает обязательное для исполнения требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ (Примечание: ФАС приостанавливает процедуру только в части заключения контракта. Все остальные процедуры выполняются заказчиком в соответствии с 44-ФЗ). При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств (ч.7 ст.106 44-ФЗ). ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение 5-и рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Датой поступления жалобы является дата её регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Согласно ч.18 ст.105 44-ФЗ информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний и размещаются в ЕИС в открытом доступе (www.zakupki.gov.ru). При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в ЕИС не требуется.

Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30-ти дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью в данном случае не требуется. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

Возврат жалобы подавшему её лицу

Согласно ч.11 ст.105 44-ФЗ жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:
1) жалоба не соответствует требованиям, установленным ст.105 44-ФЗ;
2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного ст.105 44-ФЗ;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается контрольным органом в течение 2-х рабочих дней с даты поступления жалобы. ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает по почте в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
Важный момент: Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Отзыв жалобы в ФАС

Бывают ситуации, когда необходимо отозвать жалобу, поданную в ФАС.
Согласно ч.15 ст.105 44-ФЗ лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы. При этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

И так, как же отозвать жалобу? Для этого необходимо направить в ФАС заявление об отзыве поданной жалобы в свободной форме. Каких-либо требований к форме и содержанию такого заявления 44-ФЗ не установлено. Тем не менее, очевидно, что способ подачи такого заявления не может быть иным, нежели установлены для подачи самой жалобы в ФАС. В тексте заявления необходимо указать: - сведения о заявителе; - сведения о поданной жалобе; - об использовании права на отзыв жалобы.

Согласно ч.16 ст.105 44-ФЗ в течение 2-х рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в ЕИС. Стоит учитывать, что информация о нарушениях 44-ФЗ, изложенная в тексте жалобы, может послужить поводом для проведения внеплановой проверки даже в случае её отзыва. В настоящее время возможность подачи и отзыва жалобы в руках недобросовестных людей превратилась в рычаг давления и метод шантажа, поэтому вам стоит быть к этому готовыми. Нередко этим грешат «тендерные рейдеры», которые подают жалобу в ФАС, а затем предлагают отозвать её только при условии вознаграждения.

Возражение на жалобу в ФАС

Представьте себе такую ситуацию, что подведены итоги закупочной процедуры, и вы являетесь победителем. При этом участник закупки, заявка которого ранее была отклонена, подал жалобу в ФАС. С этого момента ФАС приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, в том числе в части действий участника закупки, связанных с заключением контракта.

Судьба контракта будет зависеть от результата рассмотрения жалобы по существу и в данном случае именно в ваших интересах принять участие в этом процессе в форме направления возражения на жалобу. В возражении на жалобу вы сможете указать на необходимость признания жалобы необоснованной и привести аргументы в подтверждении данной позиции, а также участвовать при рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 44-ФЗ, а именно:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации); 2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего возражение на жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
3) указание на закупку;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие);
5) Документы, подтверждающие обоснованность доводов возражения;
6) Перечень прилагаемых к возражению документов.

Возражение на жалобу должно быть направлено в ФАС не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы по существу. Дату рассмотрения жалобы можно узнать из сведений, опубликованных в ЕИС.
Согласно ч.3 ст.106 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение 5-ти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. По истечении 3-х рабочих дней с момента изготовления решения, копия такого решения направляется лицу, направившему возражение.

Участие в заседании антимонопольной комиссии

Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе (ч.4 ст.106 44-ФЗ). Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
На заседании Комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее 3-х лет.

Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом Комиссию.

Перед рассмотрением жалобы Комиссия проверяет полномочия всех присутствующих на заседании лиц (заявителя, лиц, чьи действия (бездействие) обжалуются и иных лиц).

Подтверждение полномочий физических лиц, индивидуальных предпринимателей не требуется. Полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены, такие лица вправе присутствовать на заседании Комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

На заседание Комиссии допускаются лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

К участию в рассмотрении жалобы помимо заявителя, лиц действия (бездействие) которых обжалуются, заинтересованных лиц и иных лиц могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы).

Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с ч.15 ст.99 44-ФЗ и Регламентом ФАС внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов. Контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно (ч.4 ст.106 44-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 106 44-ФЗ заказчик, уполномоченный орган и т.д…, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу:
- документацию о закупке;
- заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- протоколы, предусмотренные 44-ФЗ;
- аудио-, видеозаписи;
- иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного п.2 ч.22 ст.99 44-ФЗ (в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о совершении иных действий, предусмотренных ч.22 ст.99 44-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.99 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:
1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Решение контрольного органа должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и результативной частей. Копия решения направляется заявителю, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также лицам, чьи действия (бездействие) обжалуются. Копия решения выдается указанным лицам нарочно по соответствующему ходатайству.

После изготовления и подписания полного текста решения, но не позднее 3-х рабочих дней со дня принятия решения, текст решения размещается контрольным органом в ЕИС.

Решение (предписание) Комиссии является окончательным и может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия. Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как одержать победу на заседании комиссии? Шесть практических советов.

Совет №1 – Изучи практику ФАС

Изучите практику ФАС России по рассмотрению жалоб на аналогичные действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа и т.д. до подачи своей жалобы. В качестве подспорья для обоснования ваших жалоб используйте Реестр жалоб на сайте - www.zakupki.gov.ru. Хотя о правоприменительности решений ФАС нигде и не говорится, но территориальные органы ФАС зачастую задумываются над тем, какое решение выносить, если по аналогичному делу ФАС России приняла решение, и вы привели его в жалобе как правомерное.

Совет №2 - Будь гибким

Поскольку наше законодательство не совершенно и имеет определенные пробелы, а также решения различных территориальных органов ФАС по схожим делам могут быть диаметрально противоположными, то на заседании Комиссии необходимо представлять те решения ФАС и доводы, которые выгодны именно вам. Как говорит один мой знакомый юрист: «В одной и той же ситуации я могу доказать в ФАС, что прав либо заказчик, либо участник, все зависит от того, чьи интересы я представляю».

Совет №3 – Присутствуй на заседании Комиссии

Большинство участников, подавших жалобу в ФАС, не присутствуют на самом заседании Комиссии по рассмотрению жалобы, что в корне неверно. Ведь результат обжалования во многом зависит от приведённых сторонами доводов и аргументов, в том числе и устных. Поэтому не следует недооценивать личное присутствие на заседании, где будет проходить рассмотрение жалобы.

Совет №4 - Работай на опережение

Мало просто подать жалобу в ФАС, нужно также постараться максимально просчитать каким образом будет защищаться заказчик, и какие доводы постарается привести в качестве оправдания своих действий. Поэтому вам нужно заранее быть готовыми к любому повороту событий.

Совет №5 – Составь текст обращения заранее

Рассмотрение жалобы по существу начинается с сообщения заявителя об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и т.д. Каким бы опытным специалистом и великолепным оратором вы ни были, лучше, чтобы текст обращения был напечатан у вас на бумаге и находился перед глазами. Можно конечно повторить слово в слово, те доводы, что указаны в вашей жалобе, однако лучше составить более развернутый текст обращения. Главное не переборщите, ваше обращение должно быть убедительным, четким и лаконичным.

Совет №6 – Меньше эмоций, больше фактов

Когда не хватает взвешенных аргументов и фактов людей начинают захлестывать эмоции, и они опускаться до уровня «дворовых бабок». Это говорит лишь о низком уровне профессионализма того или иного специалиста. Сотрудникам ФАС абсолютно все равно, какие эмоции вас переполняют, их интересуют лишь конкретные факты и ничего более. Уверенная, спокойная, четкая речь, с использованием профессиональных терминов и соответствующее поведение вот что вызывает у слушателя доверие.

Возможно, Вам будет интересно: